Статьи о сянци

art2016 1 1
Фигуры в сянци являются самыми самобытными по сравнению с другими шахматными играми. Только одна фигура является общей для сянци и европейских шахмат (ладья), две фигуры роднят игру с японскими шахматами сёги (ладья и пешка) и тайскими шахматами макрук (ладья и телохранитель). У других видов шахмат имеется минимум три общих фигуры, чьи ходы полностью совпадают. Интересно рассмотреть, какие новшества и характерные черты игры связаны с необычным набором фигур в китайских шахматах.

 

Пушка: самая необычная фигура китайских шахмат

Пушка появилась примерно в 840 году нашей эры. Это было последним изменением правил сянци, сохранившихся вплоть до наших дней.

Двойная связка возможна только благодаря пушке. Две пушки способны полностью парализовать все защитные фигуры соперника.

Спёртый мат в сянци гораздо более частый гость, чем в шахматах. Конечно, благодаря пушке.

Пушка может наносить двойной удар, не сходя с места, если фигура (конь или слон) своим ходом открывает и закрывает пушку одновременно по двум направлениям.

Линейный шах сдвоенными пушками не позволяет перекрыться, поэтому часто является матом.

Нарушение привычной логики подсчета количества нападений и защит в сянци связано с тем, что пушка бьёт через экран. И если фигура-экран совершает взятие, то вся привычная шахматисту арифметика рушится.

Пушка – это адвокат китайских шахмат. Она может осуществлять защиту фигуры-«клиента» с двух сторон, закрывая одну сторону и простреливая другую.

От двойного шаха (пушка+конь, пушка+ладья) можно закрыться, что немыслимо в других шахматных играх.

Только благодаря пушке защитные фигуры (слоны и телохранители) становятся атакующими и могут участвовать в матовании короля соперника. Пушка – это «клей», соединяющий все остальные юниты.

Перефразируя Вольтера, «если бы пушки не было, ее следовало бы выдумать», что и сделал китайский император в IX веке.

 

Конь: два в одном

Конь может атаковать другого коня, не подвергаясь при этом нападению. Асимметрия хода (конь ходит по ломаной линии, состоящей из двух отрезков, и возвращается назад по другой ломаной) делает эту способность уникальной, как будто мы имеем дело с двумя разными юнитами. По этой же причине ход коня не всегда обратим, так как возвращаться на покинутый пункт ему приходится другим путём.

Коневая вилка в сянци не всегда работает, в отличие от шахмат и сёги, потому что одна из атакуемых фигур может уйти и закрыть нападение на другую.

Две ладьи, две пушки, пушка+ладья не могут заматовать короля соперника в центре дворца без посторонней помощи. Только в сочетании с конем, ладья+конь или пушка+конь, это становится возможным.

Двойной шах в шахматах, сёги и макрук могут объявлять только разные юниты. Сянци являются исключением, так как здесь возможен двойной шах конь+конь.

 

Король: редкое сочетание силы и слабости

Голый король может выиграть партию у четырех фигур соперника!

В сянци возможен не только двойной, но тройной и даже четверной шах!

Король в сянци, по сравнению с другими шахматными играми, самый слабый в защите, но самый сильный в нападении. И всё это одновременно!

 

Ладья: обитатель всех шахматных досок

Ладья – это единственная фигура, ход которой совпадает во всех популярных шахматных играх: шахматы, сёги, сянци, чанги и макрук.

Ладья способна закрыть короля от шаха конем или пушкой, в ответ контратакуя эти фигуры.

 

Пешка, которая превращается в пешку.

Пешек в сянци гораздо меньше, чем в других шахматах – пять штук. Поэтому ее влияние на игру ограничено. Однако пешке надо сделать всего лишь два хода, чтобы приобрести дополнительные возможности.

Только в сянци пешка превращается сама в себя. На ее преображение указывает оставленная позади «река».

 

Слон-полузащитник

Каждому слону доступны только 7 пунктов игровой доски на своей половине поля. Слон не переходит реку, видимо из-за того, что особенности его хода не позволяют создавать угрозы непосредственно королю, а вот

немногочисленные пешки соперника страдали бы от его набегов, что могло поломать стратегический рисунок игры. Примерно это и произошло в производной от китайских шахмат игре – корейских шахматах чанги, где вслед за усилением слонов неизбежно усилились пешки, телохранители и короли.

Слоны не только работают вместе с телохранителями, возводя защитные редуты против ладей и пушек. Они также контролируют важные пункты на берегу реки, поддерживая свои пешки и фигуры и патрулируя места прорыва вражеских пешек. Слоны могут и сами выходить на берег реки, выполняя блокадные функции.

Любопытно, что именно слоны дали игре название, ведь сянци в переводе означает «игра слонов». Хотя слон может переводиться и как «фигура» или «фигура из слоновой кости». Поэтому здесь не исключено простое совпадение.

 

Телохранители: неуклюжая свита короля

Телохранителю доступны только 5 пунктов и только внутри королевского дворца.

Телохранитель является копией ферзя в древней чатуранге и современных тайских шахматах (макрук). Однако в сянци целых два телохранителя, чего нет ни в одной из игр, и они ограничены крайне малым пространством, поэтому часто мешают друг другу и собственному королю, становясь причиной спёртого мата пушкой.

Тем не менее, без телохранителей король может оказаться легкой добычей вражеских фигур, а в глубоком эндшпиле, благодаря пушке, телохранитель становится мощной атакующей силой.

 

 art2016 1 2

 

Корчицкий Сергей, председатель минского клуба сянци, чемпион Европы по сёги